Наверх
Министерство строительства Хабаровского края

Помощь по работе с сайтом в режиме для слабовидящих

В режиме для слабовидящих доступен ряд функций:

  • Эта подсказка выводится/убирается переключателем ? или нажатием клавиш SHIFT + ?
  • Используйте переключатель картинки чтобы убрать картинки и видеофайлы в статьях и прочитать вместо них текстовое описание.
  • Чтобы отключить правую колонку с виджетами (видео, голосование, и т.п.), используйте переключатель виджеты
  • Для увеличения размера шрифта текста используйте переключатель шрифт
  • Вы можете сменить цветовую схему сайта с помощью переключателя цвет

Клавиатура:

  • Для перемещения между навигационными меню, блоками ссылок в области контента и постраничной навигацией, используете клавишу TAB.
    При первом нажатии будет активировано меню верхнего уровня.
  • Активное навигационное меню или группа ссылок подсвечивается контуром.
  • Для перемещения по ссылкам меню навигации, используйте клавиши ← стрелка влево и стрелка вправо →.
    У активной ссылки будет подсвеченный фон.
  • Для перехода по активной ссылке, нажмите Enter
  • Если активно вертикальное меню или группа ссылок, то для перемещения по ссылкам используйте клавиши стрелка вверх ↑ и стрелка вниз .
    Для прокутки страницы вверх/вниз используйте клавиши PageUp и PageDown
  • Чтобы убрать активацию с меню/блока ссылок, используйте клавишу Esc.
    Нажатие Tab после этого вернет активацию.
Закрыть ×

Сегодня 25 октября 2020

Обновлено 2 дня назад

События О министерстве Деятельность Документы Жильё для граждан Важно Обращения Вакансии Контакты

Строительство в дни Великой Отечественной войны

12 мая 2020

Сражения Второй мировой войны не коснулись территории советского Дальнего Востока. Однако, напряжение, порожденное войной, ощущалось во всем: в стремлении трудиться лучше и с большей отдачей, в жадном ожидании сообщений Совинформбюро о событиях на фронте, в трепетном волнении при получении каждой весточки от родных людей. Особую тревогу ощущали дальневосточники от опасной близости с Японией, способной в любой момент развязать боевые действия против СССР.

Даже в трудные военные годы продолжалось строительство.

Ускоренно строились боевые морские и речные корабли, ремонтировались танки, поставлявшиеся с полей сражений.

Активное участие граждане принимали в строительстве автогужевой дороги Хабаровск – Биробиджан. Вместе с колхозниками и жителями сел хабаровчане, используя свои выходные дни, окончили это строительство досрочно.

Большое развитие получило движение за экономию сырья и материалов. Продолжалось промышленное строительство. За четыре военных года построены десятки новых предприятий, сотни промышленных цехов, несколько транспортных сооружений (железнодорожные магистрали, нефтепровод от Сахалина до Комсомольска-на-Амуре и другие), в том числе новые железнодорожные линии, связывающие Хабаровск с Чегдомыном, Комсомольск-на-Амуре, с Советской Гаванью.

"Мы, дальневосточники, – писал в трудные дни осени 1941 года в газете "Тихоокеанская звезда" рабочий Хабаровского авторемзавода (завод энергетического машиностроения) депутат Верховного Совета РСФСР Е. Охрименко, – находимся от Москвы за много тысяч километров. Но и отсюда враг должен чувствовать наши разящие удары…Я работаю сейчас фрезеровщиком, стою по 16 часов в сутки. Ели нужно, я готов работать круглые сутки, лишь бы дать больше продукции…".

Заканчивалось сооружение новых промышленных предприятий, реконструировались и расширялись уже действующие заводы и фабрики. Объем капиталовложений в промышленное строительство составил свыше 70 млн. рублей. Так, на заводе имени Кирова был возведен новый литейный цех.

В 1942 году начал работать шиноремонтный завод, крайне необходимый в условиях военного времени. На заводе им. Орджоникидзе была пущена масляная установка, обеспечивающая смазочным материалом не только
г. Хабаровск, но и весь Хабаровский край. В январе 1945 года вступил в строй экспанзитовый завод – первое такое предприятие в стране. Механические мастерские связи и сборочные мастерские электропромышленности были реконструированы и начали выпуск продукции для фронта.

На предприятиях и стройках в ходе соревнования выросли фронтовые бригады. К последнему году войны в г. Хабаровске насчитывалось около трехсот таких коллективов. За три первых военных года были собраны и внесены на строительство военной техники около 46 млн. рублей.

Одной из наиболее грандиозных строек стал ввод в действие завода "Амурсталь" в Комсомольске-на-Амуре, сооружение которого началось задолго до начала войны. Одним из строителей завода сказал на митинге, посвященном его пуску: "Мы не жалеем сил, строим наш завод "Амурсталь". Еще напряженнее будем работать дальше, чтобы по-фронтовому, по-военнмоу выполнить задания партии и правительства – скорее дать фронту больше стали, залить ею проклятых гитлеровских кровопийц". И это были не пустые слова.

15 февраля 1942 г. завод выдал первую плавку, а вскоре из-под валков прокатного стана вышли первые листы металла.

В мартеновском цехе завода "Амурсталь" собрались строители, представители общественных организаций, гости с фронта. Сталевары готовились дать первую плавку амурской стали. Радушные хозяева предложили пробить летку командующему Дальневосточным военным фронтом генералу Апанасенко. Он отказался. "Такой чести достоин самый передовой строитель "Амурсталь", - сказал генерал. Тогда строители и металлурги поручили совершить этот торжественный акт бригадиру бетонщиков комсомолке Валентине Демениной. Деменина участвовала в закладке первого камня завода. И когда началась война и на фронт ушло большинство мужчин-строителей, Валентина сколотила бригаду из подростков, девушек и женщин. Бригада Демениной ставила рекорды по укладе бетона в фундаменты мартеновских печей и прокатных станов. Бетонщики и жили на заводе, пока не завершили все работы.

И подвиг товарищей

В памяти будет,

Его позабудешь едва ль.

Советские люди,

Бесстрашные люди –

Вот это и есть Амурсталь!

Начавшаяся Великая Отечественная война осложнила подвоз топлива, поэтому решено было построить нефтепровод Оха-на-Сахалине – Комсомольск-на-Амуре и еще один нефтеперерабатывающий завод. Даже в мирное время подобные стройки сопряжены с большими трудностями. А тут война, нехватка рабочих, специалистов, материалов, почти полное отсутствие строительной и другой техники. И снова победило упорство советских людей, их несокрушимая воля. В 1941 году на торфяное болото возле берега озера Харпи, что на северо-восточной окраине Комсомольска-на-Амуре, пришли строители. А уже 01 декабря 1942 г. нефтеперерабатывающий завод выдал первую продукцию.

А по тайге продвигались строители, роя траншеи и прокладывая стальные трубы нефтепровода. Работали днем и ночью, в жару, дождь и пургу. Строителям таежной трассы пришлось преодолевать множество горных хребтов и водных преград, в числе которых такие крупные, как Татарский пролив и многоводный Амур. 06 ноября 1942 г. сахалинская нефть пришла на материк. Подвиг строителей нефтепровода Оха – Комсомольск с большой достоверностью описана в романе В. Ажаева "Далеко от Москвы".

Десятки тысяч горожан края активно участвовали в строительстве оборонных объектов.

Машиностроительных и судостроительных заводов, имеющих литейные цеха, сварочные производства и способных выпускать корпуса боеприпасов, в дни Великой Отечественной войны было мало. Решение о создании такого завода было принято осенью 1941 года Хабаровским краевым комитетом и штабом Дальневосточного военного округа.

Снаряжательные заводы представляют собой довольно опасное производство. Укромное место было выбрано близ маленькой станции Эльбан.

Первые цеха представляли из себя деревянные одноэтажные здания. Они мало чем отличались от привычных бараков. Вводились новые цеха и производства, одновременно выпускались боеприпасы для фронта. Это были 76-мм снаряды, авиабомбы АО-25, ФАБ-100, ФАБ-250, противотанковые мины нескольких типов, ручные гранаты Ф-1. Позже начали осваиваться запалы Кавешникова, реактивные снаряды для самолетов.

Заводу не хватало материалов, рабочей силы, особенно недоставало квалифицированных строителей. При закладке фундаментов и прокладке коммуникаций в глубоко промерзший галечный грунт строителям приходилось буквально вгрызаться, как в железобетон. Ввод в действие каждого последующего цеха давался ценой предельного напряжения сил и нервов. Одновременно форсировалось строительство заводского поселка.

По законам военного времени рабочий день длился 12 часов, но нередко приходилось работать и больше. Вначале выходных не было вовсе, но затем ввели один выходной через две недели. Время было тревожное, голодное и тяжелое. Гитлеровская военная машина со скрипом, но еще двигалась на восток, и чем дальше продвигались фашисты в глубь нашей страны, тем ожесточеннее работали люби у станков и аппаратов, порой сутками не уходя с завода.

И всё же завод действовал.

В самый разгар битвы под Сталинградом летом 1942 года на берегу совгаванской бухты Окоча шло другое сражение – строительство судоремонтного завода – Северного. Не хватало инструмента, грузоподъемных и транспортных средств, отсутствие нужного оборудования не позволяло выполнить многие сложные работы. Но коллектив молодого предприятия сумел преодолеть все трудности и не только выполнил, но и перевыполнил план первых трех месяцев. А начиная с 1943 года и до конца войны завод десять раз по итогам социалистического соревнования получил переходящее знамя горкома КПСС и горисполкома.

Но ветер дружбы нас, как прежде греет.

В какой бы ни была я стороне,

Я знаю: нет надежней и вернее

Той дружбы, что родилась на войне!

413-я стрелковая дивизия, сформированная на базе строительного корпуса Хабаровского края, прямо из эшелонов вступила в бой под Сталиногорском Тульской области. 20 дней с ожесточенными оборонительными боями дивизия шла к Туле, проявляя массовый героизм, отстаивая каждую пядь родной земли. В составе 50-й армии дивизия участвовала в разгроме немцев под Москвой.

 

ФОЛОМЕЕВ Дмитрий Сергеевич

(1913 – 1954)

Ушел на фронт с завода "Дальдизель". Танкист. Гвардии капитан.

В 1943 году удостоен звания Героя Советского Союза.

На Дальний Восток Дмитрий Сергеевич Фоломеев перебрался в тридцатые годы из Рязанской области. По всей стране гремела тогда слава о легендарном Комсомольске-на-Амуре, и дальневосточная земля влекла к себе молодежь, тех, кто имел сильные рабочие руки и горячее сердце патриота.

Фоломеев поселился в Хабаровске и поступил работать на завод "Дальсельхозмаш" (в дальнейшем "Дальдизель"). В транспортном цехе, куда его направили из отдела кадров, Дмитрией Сергеевич быстро завоевал авторитет, поскольку работником он оказался добросовестным, старательным и безотказным. Назначили его экспедитором. Должность эта в то время была ответственной. Фоломеев хорошо показал себя, и вскоре его повысили рангом – он стал старшим экспедитором. Неизвестно, как бы он дальше продвигался по служебной лестнице, но началась Великая Отечественная война и перемешала все планы.

В 1942 году Дмитрия Сергеевича призвали в ряды Красной Армии. Это было в тот решающий момент, когда советские войска активной обороной, сочетавшейся с мощными контрударами и упорным контрнаступлением на важнейших стратегических направлениях, развеяли миф о непобедимости немецко-фашистской армии. К этому времени на фронте изменилось соотношение сил в нашу пользу и создалась благоприятная обстановка для решительного наступления советских войск на зарвавшихся агрессоров.

После блестящей победы наших войск под Сталинградом начались кровопролитные бои за оккупированный фашистами Воронеж.

И вот там, на Воронежском направлении, освобождая пядь за пядью родную землю, отличился гвардеец-танкист Дмитрий Сергеевич Фоломеев.

Скупые слова боевых донесений сообщают, что 14 января 1943 г. в ходе очередной атаки против гитлеровцев, захвативших совхоз "Красный молот", гвардии лейтенант Фоломеев уничтожил три противотанковых орудия и три дзота. Ворвавшись на своей боевой машине в деревню Михайловскую, он таранил тяжелый немецкий танк, закрыл огнем движение через мост, по которому должны были отступать фашисты, и таким образом в течение шести часов держал оборону. В результате нашими частями были отбиты у врага несколько десятков автомашин и большой конный обоз.

Жители оккупированного немцами города Россошь, одного из районных центров Воронежской области, с часу на час ждали освобождения. Передовая линия фронта проходила уже совсем недалеко, орудийная канонада становилась все слышнее. Да и по суматошному поведению немцев россошанцы угадывали, что в город вот-вот должны войти советские войска. Оккупанты загружали автомобили продовольствием и награбленными вещами, выносили из комендатуры пачки бумаг, документы.

Зная, что гитлеровцы в последнюю минуту могут учинить расправу над мирными жителями, женщины договорились собрать всех детей и спрятать в каменном подвале уцелевшего деревянного дома. Узнав об этом, фашисты решили провести "прощальную операцию": перед самым уходом из города поджечь дом со спрятанными детьми.

Уже были подготовлены бензин и солома, уже ломались спички в руках палачей, когда вдали показались советские танки. Фашисты заняли оборону.

Первой к дому прорвалась "тридцатьчетверка" Дмитрия Фоломеева. Опоздай танкисты на несколько минут – и они застали бы здесь пожарище.

Когда наши танки уходили дальше на запад, россошанки, провожая их, поднимали вверх своих детей. И, высунувшись по грудь из люка, долго смотрел на Россошь и махал кожаным шлемом танкист с Амура Дмитрий Фоломеев.

За выдающиеся заслуги в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками гвардии капитану Д.С. Фоломееву 21 апреля 1943 г. было присвоено звание Героя Советского Союза.

Именем Дмитрия Сергеевича Фоломеева в 1975 году, в честь 30-летия Великой Победы, была названа одна из улиц в Кировском районе Хабаровска.

 

ФУРТАС Николай Яковлевич

(02.01.1920 г.)

Дальневосточник. Родился 02 января 1920 г.а в с. Сухановка.

Окончив в 1938 году школу в Хабаровске, поступил на завод "Энергомаш", работал в отделе производственной комплектации, затем начальником ФЗУ.

Вскоре поступил в Хабаровский институт инженеров железнодорожного транспорта и с первого курса в 1939 году был призван в армию, где прослужил до 1946 года

Служба Николая Яковлевича пришлась на самые тяжкие военные годы. Хабаровчанин Фуртас Николай Яковлевич ушел воевать на Великую Отечественную Войну старшим сержантом, а демобилизовался в звании старшины. Окончил полковую школу в Биробиджане и помощником командира взвода служил в Сталинграде. Здесь участвовал в Сталинградской битве. Был ранен. После госпиталя в Вольске – снова стрелковый полк.

В 1944 – 1945 годах помощник командира взвода в БАО, уже на Востоке. И здесь опять ему выпало на долю участвовать в боях – теперь против империалистической Японии.

В 1946 году Николай Яковлевич демобилизовался. За участие в боевых действиях против немецких захватчиков и японских милитаристов он награжден двумя медалями "За боевые заслуги", а также медалями "За победу над Германией", "За победу над Японией", "За оборону Сталинграда" и другими наградами. Его ратный труд отмечен орденом Великой Отечественной войны первой степени.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ:

  1. Завалишин А.Ю. "История Дальнего Востока России в новое и новейшее время (середина XVII – XX век): Учебное пособие для 8 – 9-х кл. общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., испр. и доп. – Хабаровск: Издательский дом "Частная коллекция", 2001. – 288 с.: ил.
  2. Хабаровск: Очерк истории. / В. Чернышева, Г. Чечулина, А. Сутурин. – Хабаровск: Кн. изд-во, 1983. – 336 с., ил. 32 л.
  3. Города Хабаровского края. Хабаровск, Кн. изд., 1972. 464 с. 50 000 экз.
  4. "За счастье Родины моей…": амурские писатели и поэты о Великой Отечеств. Войне: информ.-библиогр. Обзор / Амур. обл. науч. б-ка им. Н.Н. Муравьева-Амурского; сост. В.В. Соломенник. – Благовещенск, 2016. – 160 с.
  5. Улицы Хабаровска рассказывают… Хабаровск. Кн. изд., 1977.